ISSN 2782-5205

Алексеева С.А.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВА)

Научная статья

УДК 316.752

Аннотация. В современном мире средства массовой информации являются обязательным атрибутом ежедневного досуга человека. Поэтому наиболее острой актуальной является проблема влияния СМИ на духовно-нравственное развитие личности, в том числе и на формирование ценностей патриотизма. Цель работы — изучение СМИ (на примере кинематографа) как фактора формирования патриотизма среди молодёжи Москвы на основе конкретного социологического исследования методом анкетирования. Определено, что у большинства опрошенных патриотическая позиция находится в стадии формирования. В большей степени патриотические установки сформированы у молодых женщин, по сравнению с мужчинами. Подтверждено, что свои представления о патриотизме большинство молодых людей формируют в семейном кругу, в образовательных учреждениях, а также при чтении литературы. Роль кинематографа в формировании патриотизма оценивается невысоко. Показано, что современная молодежь в процессе формирования качеств патриотизма в большей степени ориентируется на наследие советского кинематографа. Выявлено, что советские фильмы большинством опрошенных признаются лучшими произведениями, посвященными военно-патриотической тематике. Хотя по отношению к современному военно-патриотическому кино молодое поколение также проявляет безусловный интерес. Доказана связь между патриотической позицией и высокой оценкой советского кино. Таким образом, советское кино продолжает формировать патриотов.

Ключевые слова: средства массовой информации, ценности, патриотизм, молодёжь, кинематограф, социальные факторы, медиаконтент.

Список  источников:

  1. Ануфриев Д.П., Дулина Н.В., Каргаполов С.В., Каргаполова Е.В. Патриотизм в менталитете современной молодежи: Астрахань — Волгоград (по итогам социологического исследования, посвященного 70-летию Великой победы) // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Т. 20. № 2 (155). С. 12-17. https://elibrary.ru/item.asp?id=23710213.
  2. Бобылева Н. Ю. К вопросу о сущности трансформации ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи российского общества // Культура. Духовность. Общество. 2016. №24. С. 97–102. https://elibrary.ru/item.asp?id=26489331.
  3. Гарифуллин В. З., Закиров Л.Р. Интеграция национальных СМИ с социальными сетями (на примере СМИ республики Татарстан) // Вестник Марийского Государственного университета. 2018. №3(31). С. 136–145. https://elibrary.ru/item.asp?id=35431827.
  4.  Гильдебрандт И. Г., Саблуков А.В. Влияние средств массовой информации на патриотические ценности студенческой молодежи (на примере Москвы) // COLLEGIUM LINGUISTICUM – 2017. Тезисы докладов ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2017. С. 202–203. https://elibrary.ru/item.asp?id=32780001.
  5. Давыдова Ю.А., Каргаполова Е.В. Шпаковская Е.С., Алексеева С. А. Роль фильмов о Великой Отечественной войне в воспитании патриотизма современной российской молодежи // ЦИТИСЭ. 2021. №3(29).  https://elibrary.ru/item.asp?id=46631156.
  6. Дулина Н.В., Каргаполов С.В., Каргаполова Е.В., Хамзяева О.С. Великая Отечественная война: общее и особенное в мнениях студентов федеральных округов России (по итогам социологического исследования, посвященного 70-летию Великой победы) // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне. Материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». Под общей редакцией Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург, 2015. С. 202-208. https://elibrary.ru/item.asp?id=35671973.
  7. Дулина Н.В., Каргаполова Е.В. Уроки патриотизма и гражданственности для молодежи XXI века от Юлиана Семёнова: взгляд социолога // Вопросы русской литературы. 2016. № 2 (36/93). С. 75-90. https://elibrary.ru/item.asp?id=36937535.
  8. Дурягин Д. С., Дроздова А.А. Патриотизм – основа формирования гуманистические ценностей у молодежи // Севастополь-Сталинград: одна война, одна история. Посвящается великой победе. Материалы и доклады Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, аспирантов и молодых учёных. Севастополь: ООО «Рибеств», 2017
    С. 159–161. https://elibrary.ru/item.asp?id=30004690.
  9. Евсеев В., Калмыков С., Социальная реклама: модель поведения целевой аудитории// Социальная политика и социальное партнерство. 2014. № 12. С. 36-44.
  10. Золотухин А. А. Сегмент деловых СМИ в системе современного отечественного медиарынка // Трансформация медиасреды в XXI веке. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.В. Неренц. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. С. 219-226. https://elibrary.ru/item.asp?id=38254839.
  11. Казун А.Д.., Дорофеева О.Е. Патриотизм, лоббизм, демонстративность. Фреймирование импортозамещения в российских печатных СМИ // Мир России. 2019.  № 3. С. 132–154. https://mirros.hse.ru/article/view/9978.
  12. Каргаполова Е.В., Арясова А.Ю., Лашук И.В. Великая Отечественная война как стержень интеграции на постсоветском пространстве // Социальное знание и проблемы интенсификации развития белорусского общества. 2015. С. 351-354. https://elibrary.ru/item.asp?id=50081134.
  13. Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А., Дулина Н.В., Дьякова В.В. Современное российское студенчество сквозь призму представлений о патриотизме // Вестник сургутского государственного педагогического университета. 2020. №5(68). С. 65-75. https://elibrary.ru/item.asp?id=44671907.
  14. Каргаполова Е.В., Миронова Ю.Г., Хамзяева О.С. Великая Отечественная война в социальной памяти молодежи Астрахани и Волгограда (по итогам социологического исследования, посвященного 70-летию Великой победы) // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Т. 20. № 2 (155). С. 98-101. https://elibrary.ru/item.asp?id=23710235.
  15. Кашапова А. И. Патриотизм как социальная ценность: актуализация в современных условиях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №10–2 (48). С. 93–96. https://elibrary.ru/item.asp?id=21976566.
  16. Крылова Е. Г., Фролова Н.В. Роль семейных ценностей в воспитании патриотизма у современной молодежи: историко-социологическое исследование // Молодой ученый. 2019. №15(253). С. 270–273. https://elibrary.ru/item.asp?id=37346855.
  17. Осянин А. Н., Клемятич Ю.Ю. Научные и культурные факторы формирования патриотизма в информационном дискурсе центральных российских СМИ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. №4(48). С. 151–159. https://elibrary.ru/item.asp?id=32422505.
  18. Пархоменко А. Н., Голубева Н.А. Особенности отношений к СМИ и в СМИ в осуществлении социализации современных подростков // Мир психологии. 2011. №4(68). C. 196–205. https://elibrary.ru/item.asp?id=17904989.
  19. Прончев Г. Б., Лонцов В.В., Третьяков И.В. Социальные сети интернета как инструмент формирования ценностных ориентаций молодежи // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2015. №1. С. 582–584. https://elibrary.ru/item.asp?id=24227473.
  20. Ребрина Л. Н., Чубай С.А. Дискурсивное конструирование локального патриотизма прошлого в региональных СМИ: коммеморация // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. №4(82). С. 47–51. https://elibrary.ru/item.asp?id=37381419.
  21. Толубаева Л. Т. Формирование патриотизма как социокультурной ценности студенческой молодежи // Университетское образование (МКУО-2015). XIX Международная научно-методическая конференция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Том 2. Под редакцией А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. Пенза: Пензенский государственный университет, 2015. С. 290–293. https://elibrary.ru/item.asp?id=24128228.
  22. Толубаева Л. Т. Формирование патриотизма современной молодежи в условиях доступности СМИ // Патриотизм: история, современность, образ будущего. Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: Сборник научных трудов: в 2 частях. Том Часть 1. Под редакцией Т.В. Петуховой. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2015. С. 302–307. https://elibrary.ru/item.asp?id=24363200.
  23. Флягин А. А. Подходы к социальному аудиту программ патриотического воспитания // Х Ковалевские чтения «Россия в современном мире: взгляд социолога». СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. С. 949–952. https://elibrary.ru/item.asp?id=25544679.
  24. Шабаан Д. Печатные СМИ против электронных СМИ // Sciences of Europe. 2020. №55–3(55). С. 21–24.  https://elibrary.ru/query_results.asp.
  25. Mustafaev M., Mustafaeva M., Magomedova Z. Formation and development of patriotism as the most important stability factor of modern Dagestan society // Makhachkala: Dagestan state pedagogical university. 2016. №1. P. 26-30. https://cyberleninka.ru/article/n/formation-and-development-of-patriotism-as-the-most-important-stability-factor-of-modern-dagestan-society.
  26. Osipova N.G., Elishev S.O., Pronchev G.B. Mass information media and propaganda mouthpiece as a tool for manipulating and social inequality factor among the young people // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. P. 541-550. https://elibrary.ru/item.asp?id=35760621.
  27. Volkov Yu. G., Vereshchagina A.V., Lubsky A.V.  Patriotism in Local Communities of the south Russia // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. No. 8(9). P. 143–151. https://elibrary.ru/item.asp?id=37338177.