ISSN 2782-5205

Каргаполова Е. В., Дарчук М.Б., Белов И.И.

РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФА В СОХРАНЕНИИ КЛАССИЧЕСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 316.77

Аннотация. В современном обществе, при быстрых темпах модернизации социокультурной среды, особое значение приобретает сохранение культурного наследия, важной частью которого выступает классическая литература. Одним из наиболее широких каналов трансляции литературной классики сегодня становится кинематограф.Цель исследования – проанализировать экранизации классических литературных произведений как способ сохранения культурного наследия и его трансляции в широкие массы. Новизна исследования заключается в следующем. Проведен контент-анализ зрительских оценок экранизаций классических литературных произведений на зарубежных сайтах IMDb и Metacritic. Выявлено, что наибольшее количество экранизаций имеют положительные оценки зрителей. При этом, фильмы более ранних годов выпуска не уступают в рейтинге современным экранизациям. Показано, что произведения русских писателей достаточно много экранизируются западными режиссёрами, из чего можно сделать вывод, что отечественная литературная классика востребована за рубежом. Однако, российские версии экранизаций менее популярны среди зрителей, чем зарубежные.

Ключевые слова: классическая литература, кинематограф, экранизация, рейтинг экранизаций, популярность экранизаций.

Литература.

  1. Быкова Н. И. Эволюция выразительных средств в искусстве кино и проблемы киноэстетики (на примере анализа экранизаций романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби») // Культура и искусство. 2017. № 11. С. 18–32.
  2. Васиярова О. А. «Шинель»: авангардная киноверсия классического текста // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология.  2017. № 3. С. 55–59.
  3. Высочанская, А.М. Роман «Лолита» и кинематограф: опыт интермедиальных аллюзий и перевода // Вестник ЧелГУ. 2018. №1 (411). С. 10–15.
  4. Гашева Н. Н. Коммуникативные стратегии кинотекста в условиях современного кризиса литературоцентризма // Вестник культуры и искусств. 2018. № 4 (56). С. 66–72.
  5. Давыдова, Ю. А. Влияние киноиндустрии и индустрии видеоигр на читательские предпочтения студентов / Ю. А. Давыдова, М. С. Новикова, А. С. Голянова, Е. Н. Клименкова // Берковские чтения – 2021. Книжная культура в контексте международных контактов. Материалы VI Международной научной конференции. – М., 2021. – С. 124–129.
  6. Гулова А. Б., Сидорова Н. В. Проблема актуализации культурного наследия // Огарёв-Online. 2016. № 11 (76). С. 6–10.
  7. Ефимова Н. И. Реализация концептов «английскости» в современных экранизациях британской классики // Вестник ННГУ. 2014. № 2-3. С. 43–46.
  8. Ильченко С. Н. Русская классика на телеэкране ХХI века: новая реальность // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. 2015. № 2 (61). С 83–88.
  9. Карслидис О. О. Модификация современной литературы «Трансгеном» кино // Артикульт. 2016. № 3 (23). С 87–96.
  10. Касаткина Н. Н., Петрова А.В. Сравнительный анализ экранизаций философского романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 8-2 (62). С. 18–20.
  11. Колганова Н. Ф. Границы коммуникативного пространства экранизаций (на примере двух экранизаций романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева) // Kant. 2018. №4 (29). С. 144–149.
  12. Кондаков И. В. Культурное наследие: действительное и мнимое // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2016. № 2 (11). С. 9–16.
  13. Корнеева А. А. Литературное наследие в городской среде как средство повышения культурного уровня населения // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 3 (58). С. 53–59.
  14. Ланин Б. А., Ланина Л. Б. Вербальное и визуальное в методике преподавания литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 6 (27). С. 108–119.
  15. Левина Л. А. Трагедии В. Шекспира в современной киноадаптации («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11-3 (77). С. 35–40.
  16. Левина Л. А. Художественный текст и исторический контекст в современной киноадаптации русской классической литературы («Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Палата № 6» А. П. Чехова) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 6. С. 30–34.
  17. Мартьянова И. А. Киносценарный диалог с классической русской литературой // МИРС. 2016. № 4. С. 114–120.
  18. Маташева Д. Ю. Литературный роман как основа для экранизации на примере кинофильма «Анна Каренина» Джо Райта и Тома Стоппарда // Челябинский гуманитарий. 2015. № 1 (30). С. 24–34.
  19. Никонова Н. И., Москарова Л. К. Диалог литературы и кино в учебной деятельности студентов среднего профессионального образования // Концепт. 2019. № 3. С. 11–21.
  20. Плотникова А. Г. Пьеса М. Горького «На дне» в мировом кинематографе // Studia Litterarum. 2020. Т. 5. № 2. С. 234–251.
  21. Райхлина Е. Л. Авторский курс «Воплощение образов русской литературы в кинематографе» как стимул к внимательному прочтению классики студентами филологического факультета педагогического вуза в условиях глобализации современного общества // Ученые записки НовГУ. 2020. № 1 (26). С. 1–4.
  22. Сидоркина И. С. Закрытый занавес Джо Райта в экранизации романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Огарёв-Online. 2018. № 5 (110). С. 1–4.
  23. Читающее поколение / Чтение. энциклопедический словарь / Аскарова В. Я., Борисенко Н. А., Бородина В. А., Бородин С. М., Галактионова Т. Г., Гончарова Е. Л., Корякин М. В., Кукушкина О. И., Лопатина Н. В., Маркарова Т. С., Мелентьева Ю. П., Миронова К. В., Романичева Е. С., Сметанникова Н. Н., Стефановская Н. А., Черниговская Т. В., Черняк  М. А., Шулекина Ю. А. ‑ М., 2021. ‑ С. 342–343.
  24. Gillespie D. The Art of Literary Adaptation and English-Language Film Interpretations of Russian Literature (‘Anna Karenina’) // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. № 154. Р. 30–35.
  25. Gillespie D. Filming the Classics: Tolstoy’s Resurrection as ‘Thaw’ Narrative // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. №200. Р. 11–19.
  26. Khalid A. Literature and Cinema // International Journal of Language and Literature. 2015. № 3 (1). Р. 42–48.