Фомина C.Н., Хаймэй Г.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ И КИТАЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Научное издание
УДК 159.922
Аннотация. Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей потребительского поведения современной российской и китайской молодежи, выявление культурологической специфики и общих закономерностей психологии потребителя поколения Z. Россия и Китай прошли путь перехода от плановой экономики к рыночной, но из-за различий в реформах, социальной структуре и культурном фоне потребительские привычки молодежи в этих странах имеют значительные отличия. В статье сделана попытка сравнительного анализа по таким аспектам, как потребительские взгляды, поведение, предпочтения в брендах, привычки к сбережениям и факторы влияния на потребительское поведение.Дизайн исследования: кросс-культурное поперечное исследование; системный подход к проблеме межкультурных различий в психологии потребительского поведения молодежи. Результаты исследования показали, что в Российской Федерации трансформация рыночной экономики привела к более индивидуализированным моделям потребления.. В целом потребительское поведение российской молодежи демонстрирует переход от «потребления ради статуса» к «выражению индивидуальности». В Китайской Народной Республике молодежь переживает период активного расширения потребностей. Для этой возрастной группы характерны специфические черты потребительского поведения, связанные с соревновательным и демонстративным потреблением. Культурные различия в особенностях потребительского поведения российской и китайской молодежи создают основу для дальнейшего эмпирического исследования с учетом современных цифровых трендов и глобализационных влияний.
Ключевые слова: потребительское поведение, культурные особенности потребителей, китайская и российская молодежь.
Список источников:
1. Астафьева Е.С., Домышева А.О., Завьялова И.Н., Клейн М.Д. Покупки оффлайн с точки зрения молодежи: каменный век или необходимость?// Бизнес-образование в экономике знаний. 2025. № 2 (31). С. 4-8. https://elibrary.ru/item.asp?id=82308918
2. Баблоян Н.В., Лилюхин А.М., Корф Д.С. К вопросу о формировании аддиктивного поведения молодежи: влияние потребительской культуры// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 9. С. 15-18. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776662&pubrole=100&show_refs=1&pubcat=risc
3. Бойко С. В., Магомедова А. М. Общество потребления в России и тенденции развития российского социума // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 457. https://elibrary.ru/item.asp?id=21285811.
4. Гнатюк М.А. Противоречия социокультурных изменений в российском обществе: анализ факторов инерции и инновации// Человек. Общество. Инклюзия (Приложение). 2023. № S1-1. С. 57-63. https://elibrary.ru/item.asp?id=69165752
5. Лилюхин А.М., Баблоян Н.В., Лебедева Д.С. Современная российская молодежь: потребительские практики и аддиктивное поведение// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 239-242.
6. Мартыненко С.В. Социологический анализ потребительского онлайн-поведения поколения Z // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2025. № 3. С. 178-183. DOI 10.37882/2223-2974.2025.03.18
7. Моттаева А. Б., Трофимова А. А. Сравнение потребительского поведения в России и Китае по модели Хофстеде// Экономические и гуманитарные науки. 2025. № 2 (397). С. 87-96. https://elibrary.ru/item.asp?id=82439431
8. Напсо М.Д. Мода в обществе потребления // Социодинамика. 2016. № 9. С. 46-51. DOI:10.7256/2409-7144.2016.9.20130 https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20130
9. Пекарникова М.М. Иррациональное потребительское поведение в современном обществе. В сборнике: НАУЧНАЯ СЕССИЯ ГУАП. сборник докладов: в 3 ч. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. 2017. С. 117-119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32346827
10. Соколова М.В., Голубкина Т.М., Петросян Д.И. Влияние трудовых ценностей на потенциальное экономическое поведение студентов города Владимира // Урбанистика. 2020. № 2.С. 1–11. DOI: 10.7256/2310-8673.2020.2.33281 .
11. Фаткуллина Г.Р. Молодежь Республики Башкортостан: трудовые ценности, экономическое поведение и социальный капитал в современном обществе // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2024. № 4. С. 145–154. DOI: 10.34773/EU.2024.4.24.
12. Фомина С.Н., Го Хаймэй. Субъективное благополучие китайских студентов как предиктор потребительского поведения // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 514-522.
13. Шабанов Л.В., Лычагина С.В., Суханов Д.Г. Взгляды на психологию потребительского поведения сквозь призму потребностно-мотивационной и мотивационно-потребностной сфер личности // International Journal of Medicine and Psychology. 2025. Том 8. № 2. С. 158 – 168 https://elibrary.ru/item.asp?id=80638281
14. Bozza A., Scarcelli C.M. Тhe intersection of luxury and sustainability: exploring consumer perceptions and the influence of social media// Социально-гуманитарные знания. 2025. № 4. С. 13-15. https://elibrary.ru/download/elibrary_82300964_79555489.pdf
15. Cheng S.-T., Chan A. C. M. Measuring psychological well-being in the Chinese // Personality and Individual Differences. 2005. Vol. 38. P. 1307–1316. https://www.scirp.org/reference/referencespapers?referenceid=2786670
16. Yu Teng, Teoh Ai Ping, Bian Qing. What drives purchase intention in live streaminge-commerce? The perspectives of virtual streamers // International Journal of Human-Computer Interaction. 2025. https://doi.org/10.1080/10447318.2025.2487721