Каргаполова Е.В., Глушков Г.А.
ОБРАЗ СЕМЬИ В РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ: ВЗГЛЯД ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ
Научная статья
УДК 316.773.3
Аннотация. Статья посвящена теме проективного влияния образов телевизионной рекламы на социальную реальность. Актуальность данной темы обусловлена важностью изучения темы семьи: демонстрируемые образы семьи являются значимым индикатором и вектором социальных трансформаций, определяющим будущее личности, общества, страны. Методология.Исследование реализовано методом контент-анализа образов семьи в российской телевизионной рекламе нулевых годов XX века.Результат. Выявлено, что чаще всего в этот период рекламой транслировались образы нуклеарной малодетной или бездетной семьи. Определено, что по материальному положению значительная часть образов репрезентирует средний класс, практически каждый пятый образ – высший класс.Минимально представлен образ отца-труженика. Зафиксированы значительные затруднения в идентификации отношений главенства в распределении обязанностей между мужчиной и женщиной в семье. Изнаиболее значимых тенденций были выявлены стремление к демонстрации нуклеарных и малодетных семей, образ которых становится обыденным и часто репрезентируемым СМИ.Выводы. Совокупность нормативности малодетности, девальвации традиционных представлений о главенстве в семье с установкой на материальные ценности среднего класса усиливает кризисные тенденции в семье как важнейшем социальном институте, приводит к росту разобщенности. Были сделаны выводы о важности репрезентации образа традиционной семьи в рекламе, поскольку данные образы влияют на ценностные ориентации.
Ключевые слова: семья, образ, реклама, СМИ, ценности, контент-анализ
Список источников
- Адилова Л.Ф., Мищенко В. А. Образ семьи и семейные ценности в российских СМИ // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. №4(126). С. 108-116. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21681813.
- Баева О. Н. Сфера услуг: вклад в экономический рост и характеристики занятости в 2000-е гг. // Теоретическая и прикладная экономика. 2018. №3. С. 107-117. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35664510.
- Бандурин А.П., Верещагина А.В., Самыгин С.И. Семья и ее социализационный потенциал в контексте обеспечения экологической безопасности России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 9. С. 55-58. https://elibrary.ru/item.asp?id=24260905.
- Богуславская В.В., Чафонова А.Г. Концепт «семья»: актуализация в медиадискурсе российских, датских и финских СМИ // Дискурс. 2019. Т. 5. № 6. С. 155-165. https://elibrary.ru/item.asp?id=41589808.
- Брагина С. А., Шахова И. С. Влияние образа семьи на психологическое благополучие // Инновационная наука. 2023. №7-2. С. 53-56. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54179657.
- Вакуленко Е. С. Эффекты периода, возраста и когорты в динамике рождаемости россиян 1990-2021 гг. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. №2 (174). С. 258-281. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53698782.
- Везетиу Е. В., Вовк Е. В. Контент-анализ как метод качественно-количественного анализа содержания документов // МедиаVектор. 2022. №3. С. 9-12. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48206990.
- Заливухина Е. В. Малодетность и бездетность в контексте современного родительства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. №4. С. 375-381. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17070194.
- Коблева З.Х. Влияние СМИ на формирование социокультурных ценностей семьи // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. № 3. С. 230-240. https://elibrary.ru/item.asp?id=46374633.
- Коблева З.Х. Губжокова Н.К. Влияние СМИ на формирование социокультурных ценностей семьи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. №13. С. 108-114. https://elibrary.ru/item.asp?id=46301039.
- Ковалева А. В., Рыдзевская К. Г. Отражение ценности семьи в коммерческой рекламе // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2017. №16. С. 64-72. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29763083.
- Крюкова И. А., Примак С. С. Особенности репрезентации ценностей в английской и русской социальной рекламе (на примере концептуального поля «семья») // Педагогическое образование на Алтае. 2022. №2. С. 74-79. https://elibrary.ru/item.asp?id=50049584.
- Левыкина Т. Формирование образа семьи у студентов // Теория и практика современной науки. 2016. №5(11). С. 601-607. https://elibrary.ru/item.asp?id=26480567.
- Мищенко В. А. Проблема восприятия образа семьи в информационном поле России // Идеи и идеалы. 2014. №1(19). С. 110-118. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21944899.
- Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3 (9). С. 13-18. https://elibrary.ru/item.asp?id=18013599.
- Радаева Н. А. Семья и СМИ в политической социализации молодежи // Вестник Мордовского Университета. 2011. №3. С. 241-244. https://elibrary.ru/item.asp?id=21174741.
- Рычкова Н. В., Столярова Г. Р. Институт главенства в традиционной русской семье Казанского Поволжья // Вестник науки и образования. 2015. №10 (12). С. 33-35. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25013662.
- Свенцицкая Ю.А. Детский сад и семья в печатных СМИ (Санкт-Петербург) // Молодежная Галактика. 2017. № 13. С. 88-93. https://elibrary.ru/item.asp?id=29232893.
- Суринов А. Е., Кузин С. С. Благосостояние и наличие детей в молодых семьях: оценка взаимосвязи // Экономическая политика. 2023. Т. 18. № 6. С. 34-61. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56006375.
- Ткачук Е. А. Базовая ценность «семья» в китайской социальной рекламе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. №4(833). С. 217-227. https://elibrary.ru/item.asp?id=43678739.
- Цветкова О. Л. Генезис общества потребления в постсоветской России и культурное влияние США // Верхневолжский филологический вестник. 2018. №4. С. 281-292. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36649815.
- Шамугия Э.Ф. Семья, брак и семейные ценности в современных российских СМИ // Школа университетской науки: парадигма развития. 2020. № 3 (37). С. 103-109. https://elibrary.ru/item.asp?id=45833975.