ISSN 2782-5205

Каргаполова Е.В., Евсеев В.О.

ФУНКЦИОНАЛ ИНТРОВЕРТА И ЭКСТРАВЕРТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Научная статья

УДК  316.35

Аннотация. Представление проблемы В современной науке изучение личности представляет интерес для представителей различных теоретико-методологических подходов, в том числе и гуманистической педагогики. Актуальным для исследования представляется функционал личности, логика её мышления и духовные начала её формирования. Нерешенность междисциплинарных проблем формирования (воспитания) личности, связанных с соотношением биологического и социального в поведении, мотивации, потребностях человека, в формировании его духовных начал, усугубляется современными тенденциями цифровизации. Развитие «высоких» технологий может привести не только к обезличиванию личности из-за унификации потребительских практик, образа жизни, сознания, но также и в контексте формирования логики мышления относительно эмоционального, рационального и конструктивного. Поэтому актуальным представляется изучение личности сквозь призму выделения ее типических черт на основе представлений о человеке как духовном существе. Такой является типология К.Г. Юнга в оси координат «экстраверсия — интроверсия». Методология. Гипотеза данного исследования: функционал экстраверта и интроверта в системе управления во многом зависит от их духовных предпочтений, которые в свою очередь, формируются в соответствии с их психотипом. Для подтверждения/опровержения данной гипотезы использовались результаты социологического исследования «Наша духовность», реализованного в 2022 г. под руководством д.с.н. Е. В. Каргаполовой, также использовались методы корреляционно-регрессионного анализа, методы сопоставительного анализа. Результаты. Исследование показало, что функционал интровертов и экстравертов во многом формируется под влиянием их духовных предпочтений и полностью находит свое место и отражение в системе управления. В системе управления консенсус между интровертами и экстравертами достигает высокого уровня (коэфф. корреляции больше 0,9). Логика их мышления в контексте таких составляющих как эмоциональная, рациональная и конструктивная дополняет друг друга, что делает их совместную работу в системе управления и результативной и эффективной. Выводы. 1. Гуманитарное образование в России формирует высокое духовное начало, как у интровертов, так и экстравертов, хотя они выбирают разные позиции для его развития. 2. Интроверт и экстраверт в системе управления попадают под действие закона «разделение и кооперация труда», т.е. они своими компетенциями дополняют друг друга. 3. При подготовке специалистов для системы управления желательно знать психотип обучающихся и в соответствии с ним формировать индивидуальные образовательные учебные дисциплины.

Ключевые слова: типы личности, функционал личности, экстраверт, интроверт, духовность, логика мышления, эмоциональность, рациональность, конструктивность, система управления, корреляционный анализ.

Список источников:

  1. Антипина У.Д., Еремеева Д.С. Эмоциональное выгорание у студентов // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 12-3 (70). С. 181-185. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44560351.
  2. Бойко С. В., Магомедова А. М. Общество потребления в России и тенденции развития российского социума // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 457. https://elibrary.ru/item.asp?id=21285811.
  3. Галкина В.С. Обоснование выбора карьерной стратегии в зависимости от типа личности // Форум молодых ученых. 2019. № 1-1 (29). С. 879-882. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38595458.
  4. Горбунова Д.А. «Как бы он экстраверт что ли?»: к вопросу о корреляции прагматических маркеров-аппроксиматоров с психотипом человека // Социо- и психолингвистические исследования. 2020. № 8. С. 56-60. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44567660
  5. Дианова  Н.Ф.,  Влияние типов темпераментов на процесс управления персоналом // ИМСИТ, «Международный журнал гуманитарных и естественных наук». 2022. № 3-3(66). С. 143-145.  DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-3-141-143
  6. Жуков В.Н. К.Г. Юнг: Человек в контексте коллективного бессознательного // Образование и право. 2022. № 6. С. 349-363. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49330789
  7. Казантинова Г.М., Линева Н.А., Линев С.Ю. Типологические особенности личности студентов первого курса института непрерывного образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 144-148. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47236175.
  8. Корбут О.Л. Экстраверсия/интроверсия как свойство личности, необходимое при выборе профессии // Инновационная наука. 2023. № 2-2. С. 98-100. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50271237
  9. Корнеенков С.С. Гуманистическая парадигма высшего образования // Сибирский педагогический журнал. 2011. №7. С. 26-37 https://elibrary.ru/item.asp?id=18025974.
  10. Корнеенков С.С. Образование, человеческие ценности и духовное развитие личности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2014. № 3 (43). С. 111-116. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22636057.
  11. Корнеенков С.С. Развитие и значение целостной и фрагментарной личности в эволюции человека // Вестник Дальневосточной государственной академии экономики и управления. 2002. № 4 (24). С. 99-109. https://elibrary.ru/item.asp?id=29214719.
  12. Костина Е.Д. Стратегии «осторожности» в спонтанных монологах: психолингвистический аспект // Социо- и психолингвистические исследования. 2022. № 10. С.  80-85. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49869107.
  13. Лазарев М.А. Проблемы этнопсихологии в контексте мировосприятия античности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 98-104. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48431765
  14. Лимонова Е.М., Малинина Я.В. Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности // NovaInfo.Ru. 2020. № 120. С. 136-138. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44361810.
  15. Милова Е.А. Влияние социальных сетей на психологию личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. Т. 1. № 6. С. 81-83. https://elibrary.ru/item.asp?id=17965044.
  16. Петров С.В. Основные аспекты командообразования с точки зрения менеджмента личности // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11 (148). С. 862-864. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50386628
  17. Подберезко Н.А., Семенякина Е.М., Труевцева Е.А., Коновалов М.Ю., Горбунов Н.И. Взаимосвязь физической культуры и коммуникабельности людей // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 2. С. 25-30. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48366585
  18. Протасов С.Ю. Обезличивание субъекта в философии постмодернизма // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 10-6 (66). С. 120-124. https://elibrary.ru/item.asp?id=44361695.
  19. Сагитова Т.Г., Бурлакова А.А., Буторина В.А. Влияние темперамента на обучаемость студентов 2 курса медицинского университета // Энигма. 2020. № 18-1. С. 149-156. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42553722
  20. Челышев П.В. «Неклассическая модель грехопадения» или обезличивание личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-1. С. 143-144. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31916.
  21. Шабанов Л.В. Конфликт «Nemo»: обезличивание как проблема социализации личности в поликультурном обществе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3 (63). С. 59-62. https://elibrary.ru/item.asp?id=24305911.
  22. Шумилов С.П., Шумилова Е.А., Агадуллина А.И., Харитонова К.В., Сагадулина Л.М., Гильванова К.М. Уровень эмоционального выгорания у работников нефтегазодобывающей промышленности г. Сургута // Наука и мир. 2018. № 7 (59). С. 106-114. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43130038.