Идрисова С.А. , Глушакова А.С.
ПОПУЛЯРНЫЕ КИНОФИЛЬМЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА)
Научная статья
УДК 316.774
Аннотация. Киноискусство занимает важнейшее, но неоднозначное место в социокультурном пространстве современного мира. Особенно это касается влияния кинофильмов, популярных среди зрительской аудитории. На основе эмпирического исследования методом контент-анализа мы рассмотрели некоторые характеристики популярных кинофильмов из рейтинга с сомнительным названием «1000 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть». Выявлено, что большая часть фильмов из этого списка снята в период 80-90х гг. XX в. Популярность этих фильмов можно объяснить бурным развитием технологий индустрии кино, например, внедрением компьютерной графики. На этот же период приходится пик работы культовых режиссеров современности. Показано, что около половины фильмов из данного рейтинга выпущено в США. Это отражает степень глобальной экспансии американского кино и является мощным средством «мягкой» силы, формирующей ценности американского образа жизни в современном мире. Зафиксировано, что подавляющее большинство данных фильмов снято режиссерами-мужчинами. Определено то, что самый популярный жанр – драма. Это может отражать, с одной стороны, запрос массовой аудитории на удовлетворение определенного спектра эмоциональных потребностей, ухода в наркотизирующий «мир грез» от событий реальной жизни. С другой стороны, популярность жанра драмы проявляет степень неопределенности, рискогенности современного мира, в котором событийный драматизм стал привычной нормой. В целом, можно сказать, что в рейтингах популярных фильмов чаще всего представлен режиссерский взгляд на мир мужчины-американца из стремительных, «ревущих» 80-90 XX в. с преимущественно драматическим сюжетом.
Ключевые слова: кинематограф, популярное кино, жанр кино, популярные жанры, драма, социокультурное пространство
Список источников:
- Артамонова У. З. Американский кинематограф как инструмент публичной дипломатии США // Анализ и прогноз. ИМЭМО РАН: электронный журнал. URL: https://www.afjournal.ru/index.php?page_id=303. https://elibrary.ru/item.asp?id=44044248.
- Давыдова Ю.А., Каргаполова Е.В., Шпаковская Е.С., Алексеева С. А. Роль фильмов о Великой Отечественной войне в воспитании патриотизма современной российской молодежи // ЦИТИСЭ. 2021. №3(29). С. 24-34 https://elibrary.ru/item.asp?id=46631156.
- Жабский М. И., Тарасов К.А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 73-81. DOI 10.31857/S013216250007449-6. – EDN KBDGIO. https://elibrary.ru/item.asp?id=41393556.
- Ипполитов С.С. Белорусский кинематограф: культурное наследие как фактор суверенности // Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение. 2023. № 3 (7). С. 7-27. https://elibrary.ru/item.asp?id=54666503.
- Каргаполова Е.В., Белов И.И., Дарчук М.Б. Роль кинематографа в сохранении классического литературного наследия // Social phenomena and processes. 2022. №1. С. 105-119. https://elibrary.ru/item.asp?id=50016576.
- Каргаполова Е.В., Арясова А.Ю., Дулина Н.В. Система ценностных ориентаций в информационном пространстве региона (по материалам контент-анализа СМИ) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). С. 12. https://elibrary.ru/item.asp?id=37046861.
- Карпова В.В. «…Он отравляет детскую душу»: учащиеся и российский кинематограф в начале ХХ в.» // История повседневности. 2023. № 1 (25). С. 78-95. https://elibrary.ru/item.asp?id=50356819.
- Конкин А.А., Романова И.В. Кинематограф как перспективная сфера развития политического и культурного диалога стран БРИКС // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27. № 5. С. 68-78. https://elibrary.ru/item.asp?id=46239889.
- Мареева Т. П., Кожухова Е.С. Влияние киноискусства на жизнедеятельность человека // Сетевой научный журнал ОрелГАУ. 2016. № 2(7). С. 229–230. https://elibrary.ru/item.asp?id=27529552.
- Марчуков А.Н., Юров С.С., Cказочкина П.А. Кинематограф как инструмент внешней политики // Бизнес и дизайн ревю. 2023. № 2 (30). С. 104-111. https://elibrary.ru/item.asp?id=53823843.
- Мелконян К. Ю. Киноискусство как фактор формирования социокультурного пространства современного общества // Наука. Инновации. Технологии. 2010. № 3. С. 259–263. https://elibrary.ru/item.asp?id=13762249.
- Молодежь в пространстве электронной культуры / Каргаполова Е.В., Дулина Н.В., Каргаполов С.В., Лашук И.В. М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2019. 224 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=41362119.
- Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Гасс О.К. Кинематограф как дополнительное пространство переживания ситуации неопределенности // Новые психологические исследования. 2021. Т. 1. № 3. С. 97-120. https://elibrary.ru/item.asp?id=47120921.
- Туманов А.И. Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27. № 3. С. 35-49. https://elibrary.ru/item.asp?id=46645201.
- Ульянова М. А. Формирование каналов распределения кинопродукции в России: Автореферат дис. кан. эконом. наук. М., 2000. 149 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=30183114.
- Умарова З.Х. Советский кинематограф как феномен синтеза национальных культур // Вестник педагогического университета. 2021. № 2 (91). С. 247-250. https://elibrary.ru/item.asp?id=47398813.