ISSN 2782-5205

Джолдошева А.Р. , Шамова О.Ю.

КУЛЬТ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В ЖУРНАЛЕ VOGUE (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА)

Научная статья

УДК 330.163.15

Аннотация. Демонстративное потребление становится трендом современного мира, а культ демонстративного потребления все чаще получает свое выражение на страницах глянцевых журналов, в социальных сетях и в изданиях СМИ. Рассматриваемая проблема нашла отражение в журнале VOGUE. Журнал задает модные тренды по всему миру и является эталонным для многих девушек и женщин. Поэтому ценности и информация, распространяемая данным журналом, имеют высокую значимость для читающей его аудитории и оказывают влияние на формирование социальных установок в массовом сознании. В статье приведены результаты авторского эмпирического исследования методом контент-анализа статей за 2011 и 2021 гг. данного журнала. Зафиксировано, что число упоминаний таких семантических единиц как бренд, звезда, роскошь и гедонизм заметно увеличилось. Таким образом, эмпирически показано усиление культа роскоши и демонстративного потребления на протяжении десяти лет. Выявлено, что число употреблений слова «бренд» в статьях глянцевого журнала заметно возросло с 76% до 90%. Показано, что наиболее часто упоминаются такие брендовые флагманы мира роскоши как Chanel, Dior, Gucci, LouisVuitton, Prada, Balenciaga, Dolce&Gabbana. Определено, что за этот период в два раза увеличилось количество визуального контента, символизирующего принадлежность к какому-либо бренду. При анализе эмоциональной составляющей текстового и визуального содержания, общего настроя информации в статьях выявлено превалирование радужно-оптимистического отношения к брендам. Доля критических оценок и негативного отношения к брендам крайне мала, что оказывает значительное воздействие на массовое сознание.

Ключевые слова: демонстративное потребление, общество потребления, культ роскоши, мода, бренд.

Список источников:

  1. Андреева А.Н., Марми Е.В. Мода и демонстративное потребление в России // Бренд-менеджмент. 2012. № 2. С. 108-120. https://elibrary.ru/item.asp?id=17735596.
  2. Арутюнян С.А. Демонстративное потребление как массовое проявление инсценировки общественной жизни // Система ценностей современного общества. 2015. № 40. С. 148-152. https://elibrary.ru/item.asp?id=23332353.
  3. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. 269 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20038169.
  4. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Центр книги Рудомино, 1999. 222 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=38530651.
  5. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Либроком, 2010. 365 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=19672029.
  6. Ворожейкин С.И. Становящееся привычкой: демонстративное потребление, обычное действие и жизненный стандарт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-1. С. 130-132. https://elibrary.ru/item.asp?id=23719882.
  7. Каргаполова Е.В. Колмакова К. Ю., Мишакина Д. С. Моделирование потребительского поведения на рынке пищевых продуктов как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Вып. 15 / [редкол.: А. В. Егоров (гл. ред.) и др.]; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т. Минск: БГЭУ, 2022. С. 661-667. https://elibrary.ru/item.asp?id=49843152.
  8. Каргаполова Е.В., Лашук И.В., Игнатова М.Г., Ходько А.А. Влияние цифровых технологий на экономическое поведение потребителя в условиях локдауна // Вестник БГЭУ. 2023. №5(160). С. 103-113. https://elibrary.ru/item.asp?id=54914862.
  9. Каргаполова Е.В., Петрова П.И., Давыдова Ю.А. Мода в обществе потребления: проблема отчуждения // ЦИТИСЭ. 2022. №1(31). С. 242-253 https://elibrary.ru/item.asp?id=48358568.
  10. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб., 2001. 192 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=23540337.
  11. Копа О.А., Патоша О.И. Демонстративное потребление и психологическое благополучие // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2014. № 2. С. 281-288. https://elibrary.ru/item.asp?id=24172653.
  12. Куликова А.С. Гламур как феномен моды и стиля жизни // Философия хозяйства. 2008. № 5. С. 243-257. https://elibrary.ru/item.asp?id=17049892.
  13. Патоша О.И., Копа О.М. Я-концепция и демонстративное потребление // Психолого-экономические исследования. 2015. Т. 2 (8). № 4. С. 31-40. https://elibrary.ru/item.asp?id=42572379.
  14. Печкуров И.В. Гламурная социальность и демонстративное потребление в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 2. С. 214-221. https://elibrary.ru/item.asp?id=37623291.
  15. Скворцов Н.Г., Кумыков А.М., Пусько В.С., Агапова Е.А. Демонстративное потребление в условиях архаизации российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 7. С. 110-117. https://elibrary.ru/item.asp?id=39889253.
  16. Трушкова Ю.А. Жан Бодрийяр и общество потребления // MASTER’S JOURNAL. 2018. №1. С. 366-367. https://elibrary.ru/item.asp?id=26273129.